I. Основные положения
1.1.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального выпускная квалификационная работа является обязательным видом государственной (итоговой) аттестации. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
1.2.
Выпускная квалификационная работа должна быть актуальной, практически значимой. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Работы могут выполняться по заказу лечебно-профилактических учреждений, стоматологической и аптечной сетей.
1.3.
Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается методическим советом, согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе и утверждается директором колледжа.
1.4.
Тематика выпускных квалификационных работ доводится до сведения выпускников не позднее, чем за полгода до аттестации.
1.5.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом на подготовку ВКР отводится 4 недели, а на защиту – 2 недели учебного времени.
II. Цели и задачи выпускной квалификационной работы
2.1.
Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом в формировании профессиональной компетентности специалиста. Целью ВКР является определение уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению основных видов профессиональной деятельности, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом.
2.2.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- теоретическое обоснование материала по избранной теме ВКР;
- развитие навыков самостоятельной работы, полученных в период обучения, проведения научного исследования по теме;
- закрепление, расширение и использование предметно-профессиональных знаний, умений и практического опыта;
- формирование культуры среднего медицинского работника;
- умение систематизировать и анализировать литературные материалы, собственное исследование и определение путей использования в практике.
- обобщение комплекса знаний, полученных за время обучения в колледже.
III. Структура выпускной квалификационной работы
3.1.
Структурными элементами ВКР являются:
- титульный лист;
- оглавление;
- обозначения и сокращения (могут располагаться в приложении);
- введение;
- основная часть, состоящая из теоретической и практической глав;
- заключение, выводы, практические рекомендации;
- список использованных источников;
- приложения;
Обязательные структурные элементы выделены жирным шрифтом. Остальные структурные элементы включают в работу по усмотрению исполнителя.
3.2. Требования к структурным элементам выпускной квалификационной работы:
3.2.1.
Титульный лист – первая страница выпускной квалификационной работы.
На титульном листе необходимо указать:
- наименование ведомства (Департамент здравоохранения Тульской области),
- организационно-правовую форму учебного заведения (Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования);
- полное наименование учебного заведения (Тульский областной медицинский колледж)
- полное название вида материала (выпускная квалификационная работа)
- уровень образования (базовый или углубленный), специальность и квалификацию;
- тему выпускной квалификационной работы;
- сведения об исполнителе
- сведения о научном руководителе,
- место и год написания работы
3.2.2. Оглавление.
Раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других разделов работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Оглавление следует сразу за титульным листом. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три – пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления, при этом знак № не ставится. Введение, заключение, практические рекомендации, список литературы и приложения также включаются в оглавление. В работе используется сквозная нумерация всех страниц, включая титульный лист, оглавление, приложения, однако на титульном листе, в оглавлении номер страницы не указывается (таким образом, нумерация начинается с третьей страницы текста, т.е. с первой страницы введения).
Список сокращений (делается при необходимости) должен включать расшифровку применяемых в работе сокращений наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов. Перечень сокращений, условных обозначений, символов оформляется столбцом в алфавитном порядке с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Если принятые в работе малораспространенные сокращения повторяются менее трех раз, отдельный список сокращений не составляется, а расшифровка дается при первом упоминании.
3.2.3. Введение.
Введение – важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание ВКР, но и содержит важные квалификационные характеристики. Оно отражает актуальность темы, т.е. почему возникла необходимость в исследовании по данной теме. Указывается новизна, теоретическое и практическое значение выбранной темы. Дается исследовательский аппарат и раскрываются цели и задачи, которые выпускник ставит при написании работы, определяется объект и предмет исследования, место проведения исследования, формулируется гипотеза. Во введении можно сказать об основных этапах работы и перечислить методы ее выполнения: наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, изучение литературы, их анализ, сравнение и т.п.
Цель выпускной квалификационной работы характеризует основной замысел студента при разработке выбранной темы. Цель исследования отвечает на вопрос – что делать?
В зависимости от направления выпускной квалификационной работы целью может быть:
- Изучение (анализ, исследование, разработка, характеристика) явления и разработка рекомендаций по его изменению (улучшению, увеличению, снижению, совершенствованию и т.п.)
- На основе цели определяются задачи, которые требуется решить в процессе её достижения.
- Задачи исследования отвечают на вопрос – как будет достигнута цель исследования. Какие конкретные действия ведут к намеченной цели?
Задачи могут быть сформулированы в виде:
- Определение уровня (частоты, распространенности) заболеваемости, т.е размера явления;
- Определение структуры заболеваемости, удельного веса (доли) отдельных заболеваний, т.е. внутреннего содержания изучаемого явления;
- Определение среднего уровня заболеваемости, сравнение его с другими показателями;
- Определение взаимосвязи между заболеваемостью и другими факторами (полом, возрастом, стажем работы, профессиональными вредностями), т.е. выявление причинно-следственных взаимосвязей между признаками;
- Изучение явления в динамике.
Задачи определяют содержание выпускной квалификационной работы, как правило, их количество колеблется от четырех до шести. Гипотеза - предположение о наличии какой-либо закономерности, относящейся к предмету исследования. Выдвинутая в работе гипотеза должна быть обоснована на теоретическом уровне и подтверждена в практической части исследования. Проведенное исследование должно стать основанием для разработки собственных выводов и рекомендаций. Введение должно быть по возможности кратким. Рекомендуемый объем введения 2-3 страницы.
3.2.4. Основная часть.
Должна иметь теоретическую и эмпирическую (основанную на опыте) части. Первая, например, может отражать краткую историю исследуемой проблемы, обзор литературы по данной теме, анализ различных точек зрения ученых, может раскрыть теоретическую базу исследования. Вторая глава представляет собой описание хода и результатов опытно- экспериментальной работы, проведенной на преддипломной практике.
3.2.5. Теоретическое исследование.
Данный раздел посвящен теоретическим аспектам исследования: изложению теоретического материала, анализу состояния дел в избранной научной тематике.
Теоретическое исследование, как правило, представляет собой одну-две главы.
Каждую главу рекомендуется разделить на 2-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число параграфов не следует, так как это приведет к поверхностной разработке отдельных вопросов или значительному превышению объема работы.
Каждый из этих параграфов должен завершаться краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему структурному элементу.
В каждой главе рассматривается самостоятельные вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах — отдельные части вопроса.
Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию.
Обязательным требованием для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.
Итогом теоретических изысканий должны стать выводы, позволяющие обосновать выдвинутую во введении гипотезу работы. Выводы теоретической части подвергаются практической проверке в следующей главе, посвященной практическому исследованию.
Для написания теоретической главы ВКР нужно использовать не менее 20 источников.
Все теоретические положения, определения понятий, цифровые данные, взятые из литературы, у других авторов должны иметь ссылку на литературный источник или авторство. Ссылка, т.е. указание на автора и его работу, из которой приведена цитата (идея или положение), делается в конце этой цитаты в виде цифры, заключенной в квадратные скобки. Цифра должна отражать порядковый номер работы в списке использованных источников. После нее через запятую указывается номер страницы. Например: [5, с.42 ]
3.2.6. Практическое исследование.
Этот раздел выпускной квалификационной работы следует посвятить практическому подтверждению (апробации) выдвинутых в теоретической части предположений.
Практическое исследование должно стать логическим продолжением теоретической части.
В нем подробно описывается база исследования: даётся характеристика испытуемых, их возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе.
При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых. Из этических соображений лучше пользоваться порядковыми номерами или просто именами.
Обязательно указывается название и местоположение организаций, в которых проводился сбор данных и указывается конкретное число людей, которые подвергались обследованию.
Основная часть выпускной квалификационной работы может содержать иллюстративный или цифровой материал. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т.д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть выпускной квалификационной работы должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, помещаемые в тексте основной части таблицы должны относиться по содержанию к аналитическим таблицам, которые являются результатом обработки и анализа различных показателей. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Этот вид таблиц следует привести в приложении к работе.
В тексте работы таблицы, рисунки, диаграммы и т.д. имеют сквозную нумерацию. Название и заголовок должны располагаться на одной странице с ним.
Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания выпускной квалификационной работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей резко снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения текста исследования позволяет судить о культуре письменной речи ее автора.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа.
Например.
«Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению» и т.д. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Можно использовать выражения «на наш взгляд». Однако предпочтительнее писать «по мнению автора (выпускной квалификационной работы)», или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта свидетельствует о том, что….» «на основе выполненного анализа можно утверждать….», «проведенные исследования подтвердили….» и т.п.
3.2.7. Заключение.
Это своеобразный «ответ введению». В заключении необходимо дать ответы на поставленные в начале исследования задачи, отразить основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Заключение завершается предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.
В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:
- зачем предпринято студентом данное исследование?
- что сделано?
- к каким выводам пришёл автор?
Тезисы заключения должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. В качестве примера можно привести стандартное начало: «Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: 1 ... 2 ... 3 ... » Выводы излагают авторскую концепцию.
В заключении должно быть указано, насколько подтвердилась выдвинутая в работе гипотеза.
3.2.8. Список литературы
Библиография, т, е. список использованной в работе литературы помещается вслед за основным текстом, после заключения. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определённым порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
По ГОСТ 7.32-2001 список литературы должен называться «Список использованных источников».
В случае, если книга написана одним автором или авторским коллективом, численность которого не превышает трёх человек, ее библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора или авторов. Далее указывается заглавие книги и выходные данные: место издательства, название выпустившего книгу издательства (без кавычек), год издания и общее количество страниц.
Например: Графский В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г Графский. – М.: Норма-Инфра, 2000. - 744 с.
Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
Если книга написана большим авторским коллективом или автор вообще не указан, она должна указываться по заглавию.
Например: Социальная работа / под общ. ред. В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 576 с.
Существуют города, в которых находится много издательств и выпускается огромное количество книг. Для названий таких городом приняты специальные сокращения: Москва - М., Санкт-Петербург - СПб., Ленинград - Л., Киев - К., Нью-Йорк - N.Y., Париж - Р., Лондон – L., Берлин - В. Названия всех других городов должны указываться полностью.
Если вы использовали материалы статьи, опубликованной в сборнике или периодическом издании, она описывается следующим образом.
например; Мигдал А.Б. Физика и философия / А.Б. Мигдал // Вопросы философии.- 1990.-№1.-С.5-33.
Документы:
Конституция Российской Федерации. - М.: Приор, 2004. - 32 с.
О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон: (принят Гос. думой 6 марта 2002г.: одобрен Советом Федерации 12марта 2002г.). - 4е изд. - М.: Ось-89, 2003. - 46с.
Диссертации:
Жуков В.А. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека [Текст]: дис. ... канд. социол. наук: 09.00.11: защищена 22.01.02: утв.15.07.02 / Жуков Валерий Алексеевич. - М., 1997. - 123 с.
ГОСТы:
ГОСТ 12.1.003-76. Шум. Общие требования безопасности. - Взамен 12.1.003-68; Введ. 1977. - 01.01. - М.: Изд-во стандартов, 1982.-9с.
Книги, написанные большим авторским коллективом:
Реформирование и реструктуризация предприятий / В.Н. Тренёв [и др.] под общ. ред. С.В. Ильдеменова. - М.: ПРИОР, 1998. - 318 с.
Учебники и учебные пособия:
Пугачёв В.П. Введение в политологию: учебник для студ. вузов / В.П.Пугачёв, А.И.Соловьев. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 477 с.
Статьи из
...книги или другого разового издания:
Никитина, А.Е. Эффективность использования солнцезащитных средств при боковом освещении в промышленных зданиях [Текст] / А.Е. Никитина // Современные проблемы охраны труда: сб. науч. статей / Воронеж. Межрегион. ин-т обществ. Наук, Воронеж, гос. ун-т, фак. романо-герм. истории. - Воронеж, 1997. - С.34-37.
...сериального издания:
Антипова, О.Д. Регулирование рыночных рисков [Текст] / О.Д. Антипова // Банковское дело. - 1998.- №3.- С.17-20.
Михайлов, С.А. Езда по-европейски [Текст] / Сергей Михайлов // Независимая газета. - 2002. - 17 июня.
Помимо описания библиографических источников трудности может вызвать их группировка и расположение в списке. Существует несколько вариантов группировки: алфавитный, систематический, хронологический, в порядке упоминания в тексте, по видам источников. В студенческих работах обычно используется алфавитный, систематический либо в порядке упоминания в тексте вариант группировки.
Какой бы способ группировки источников Вы не выбрали, в начале списка располагаются законодательные и нормативные документы (законы, указы и законодательные акты). Они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости -- в хронологическом порядке по датам опубликования.
Источники на иностранных языках располагаются в списке после всех русскоязычных источников в порядке латинского алфавита.
Если в работе используется информация из Интернета, то указывается адрес этого источника после источников на иностранных языках.
Моисеева Н.Н. Судьба цивилизации и путь разума.
Глоссарий Европейского фонда образования.
Обязательным требованием является наличие в тексте работы ссылок на все источники, приведенные в списке литературы.
3.2.9 Приложения.
Включают в себя дополнительные материалы для более полного и наглядного раскрытия темы работы.
В приложении помещаются те материалы, которые важны для понимания работы и всех действий автора выпускной квалификационной работы. Инструментарий (вопросники интервью, образцы анкет и т.п.) приводится в приложении. Прикладываются также примеры заполненных анкет, расшифровки текстов интервью, листы дневников наблюдений и т.д.
Все материалы, дополняющие и иллюстрирующие основное содержание дипломной работы, выносятся в приложение работы. В приложении, как правило, помещают схемы, таблицы, графики, а также текстовые, справочные и другие материалы.
По ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная. Приложение оформляется как продолжение курсовой работы на последних страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа..
IV. Объем выпускной квалификационной работы
4.1.
Общий объем:
- до 50 страниц (без приложения) для углубленной подготовки
- до 30 страниц (без приложения) для базовой подготовки:
- объем введения – до 3 страниц;
- объем заключения – до 3 страниц;
- объем библиографии – до 2 страниц;
- оставшиеся листы – примерно поровну на 1 и 2 главу.
V. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
5.1.
Дипломная работа должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа формата А4.
Текст работы должен быть набран на компьютере (при использовании компьютерного редактора Word).
Шрифт: Times New Roman, кегль: 14 пт, интервал: полуторный.
Размер левого поля 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм.
Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабски¬ми цифрами в верхнем правом углу.
Заголовки структурных частей (содержание, введение, заключение и др.) печатаются в середине строки без точки в конце прописными буквами без подчеркивания. Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (с первой прописной) с абзаца без точки в конце.
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования вни¬мания на определенных терминах, формулах, определениях, применяя шрифты разной гарнитуры.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не пишут в конце страницы, если для текста нет места – он переносится на новую страницу. Расстояние между заголовком и основным текстом должно быть равно 3 интервалам, а между заголовком и подзаголовком - 2 интервалам. Оформление титульного листа представлено в приложении А.
Выпускная квалификационная работа сдается в бумажном виде (в папке с файлами) и электронном виде (на диске) В каждом диске помещены три отдельных файла, в одном из них – полный текст выпускной квалификационной работы с приложениями, в другом файле – презентация ВКР, в третьем – текст доклада.
Диск должен содержать лист-обложку с информацией титульного листа ВКР.
5.2. Иллюстрации.
Иллюстрации /диаграммы, схемы, графики/ располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, и сопровождают ссылками в тексте работы «… в соответствии с рисунком 1».
Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок». Слово «Рисунок» допустимо сокращать - «Рис.» и его наименование располагают посередине строки.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией 1, 2, 3 и т.д.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например, Рис. 2.1
Если иллюстрации имеются в приложениях, то они обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например, Рисунок А.1, Рисунок А.2, Рисунок Б.1 и т.д.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование по¬мешают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.
5.3. Таблицы.
Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические.
Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после презентации таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволит заключить, что...» и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.
В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.
Логика построения таблицы должна быть такова, что ее логический субъект (обозначение тех предметов, которые в ней характеризуются), должен быть расположен в первой колонке, а логический предмет таблицы (т. е. данные, которыми характеризуется субъект) – в последующих колонках. Каждый заголовок над столбцом должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки — ко всем данным этой строки.
Заголовок каждой графы в таблице должен быть по возможности кратким. Повторяющиеся слова следует выносить в объединяющие рубрики.
Основные заголовки в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки пишутся по-разному: со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы – если такой связи нет. Заголовки (как подчиненные, так и главные) должны быть максимально точными и простыми. В них не должно быть повторяющихся слов или размерностей. В таблицах допускается применять размер шрифта меньший, чем в тексте работы.
Следует избегать вертикальной графы «номер по порядку», в большинстве случаев ненужной. Весьма осторожно нужно обращаться и с вертикальной графой «Примечание». Такая графа допустима лишь в тех случаях, когда она содержит данные, относящиеся к большинству строя таблиц. Все таблицы имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами в пределах всего текста.
Над правым верхним углом таблицы помещают нумерованный заголовок (например, «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте научной работы только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы должны иметь тематические заголовки. При переносе таблицы на следующую страницу над ней поместить слова «Продолжение таблицы 5». При этом общий заголовок (название) таблицы не пишется. Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.
Если в тексте работы формулируется положение, иллюстрируемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку. В этом случае в скобках пишется слово «табл.» и ставится ее номер, например: (табл. 7).
В графах таблицы не оставляются свободные места. Если требуемых данных нет, в соответствующих графах ставится прочерк (тире) или отмечается «нет».
Не допускается помещать в текст дипломной работы без ссылки на источник таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати. Довольно часто авторы приводят цифровой материал в таблицах, когда его удобнее поместить в тексте. Такие таблицы производят неблагоприятное впечатление и свидетельствуют о неумении обращаться с табличным материалом. Поэтому перед тем как помещать какой-то материал в виде таблицы, следует решить, нельзя ли представить его в обычной текстовой форме.
5.4. Диаграммы
Диаграмма – это графическое изображение, наглядно показывающее функциональную зависимость двух и более переменных величин; способ наглядного представления информации, заданной в виде таблиц чисел. Основные правила выполнения диаграмм установлены в рекомендациях Р 50-77-88.
Выбор типа диаграммы зависит от тех задач, для решения которых предназначены диаграмма. Она должна быть достаточно простой и наглядной. Наилучшим средством создания диаграмм является табличный редактор Microsoft Excel. Данный табличный редактор предлагает 14 различных стандартных типов диаграмм, в каждом из которых выделяются свои подтипы. Наиболее часто в студенческих работах используются следующие виды диаграмм:
1) гистограмма – показывает изменение данных за определенный период времени и иллюстрирует соотношение отдельных значений. Категории располагаются по горизонтали, а значения – по вертикали. Таким образом, уделяется большее внимание изменениям во времени.
2) линейчатая диаграмма отражает соотношение отдельных компонентов. В отличие от гистограммы в ней категории расположены по вертикали, а значения – по горизонтали. Таким образом, уделяется большее внимание сопоставлению значений и меньшее – изменениям во времени. Линейчатые диаграммы особенно удобны для сравнительного представления различных величин в пределах одного временного периода. вклад отдельных элементов в общую сумму;
3) круговая диаграмма показывает как абсолютную величину каждого элемента ряда данных, так и его вклад в общую сумму. На круговой диаграмме может быть представлен только один ряд данных. Такую диаграмму рекомендуется использовать, когда необходимо подчеркнуть какой-либо значительный элемент. На ней лучше всего видно, какую часть целого составляет тот или иной его компонент;
4) график отражает тенденции изменения (динамики) данных за равные промежутки времени.
5) точечная диаграмма отображает взаимосвязь между числовыми значениями в нескольких рядах и представляет две группы чисел в виде одного ряда точек в координатах. Эта диаграмма часто используется для представления данных научного характера. На ней удобно иллюстрировать разброс данных (представленных точками), а также корреляцию между несколькими наборами данных. В отличие от графика на точечной диаграмме можно представлять данные, для которых интервалы времени имеют разную величину.
VI. Примерный план подготовки курсовой (дипломной) работы
6.1.
Примерный план:
- выбор темы;
- построение программы исследования;
- постановка задач исследования;
- формулировка гипотез;
- определение методики исследования;
- определение принципов и процедур построения выборки;
- выбор методов обработки данных;
- подготовка библиографического обзора;
- чтение и конспектирование литературы;
- сбор эмпирического материала;
- количественно-качественная обработка результатов;
- написание работы;
- интерпретация полученных данных;
- формулировка выводов;
- подготовка и оформление окончательного варианта работы.
VII. Процедура защиты выпускной квалификационной работы
7.1.
Процедура защиты выпускной квалификационной работы предусматривает:
- представление ВКР (сообщение темы, фамилии, имени и отчества автора, научного руководителя);
- краткое сообщение студента (в пределах 10 минут) о целях, задачах исследования, полученных результатах и выводах, их теоретической и прикладной значимости; вопросы членов ГАК и присутствующих на заседании преподавателей к дипломнику, ответы студента;
- оглашение отзыва руководителя и заключения рецензента;
- ответы студента на представленные в отзыве и рецензии замечания;
- дискуссия и обмен мнениями по работе, в которой могут принять участие члены ГАК, руководитель, консультант, рецензент и все желающие (слово присутствующим предоставляет председатель ГАК);
- заключительное слово автора дипломной работы, в котором он может разъяснить положения, вызвавшие неясность или возражения, дать необходимые справки, привести дополнительные аргументы.
- решение ГАК о полученной отметке за защиту выпускной квалификационной работы происходит в конце дня работы председателем ГАК или его заместителем.
Оценка объявляется после окончания защиты всех работ на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии.
Обязательным элементом защиты является электронная презентация, подготовленная студентом для сопровождения защитного слова. Основные правила создания презентации
представлены в приложении Б.
Выпускная квалификационная работа оценивается по ряду критериев, информация о выполнении которых заносится членами государственной аттестационной комиссии в протокол оценки выпускной квалификационной работы. К таким критериям относят:
- актуальность и обоснование выбора темы;
- полнота и четкость освещения введения: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования;
- раскрытие основных теоретических понятий, тезисов;
- системность описания методики проведения исследования;
- представление результатов опытно-экспериментальной части работы;
- точность и полнота сделанных по работе выводов, их соответствие выдвинутой гипотезе;
- качество публичного выступления: точное, последовательное, полное, научно обоснованное изложение основных положений работы с соблюдением регламента;
- стиль изложения исследовательской работы;
- ответы на вопросы: полнота, точность, логичность, аргументированность, научная эрудиция и т.п.;
- полнота охвата научной литературы;
- качество оформления дипломной работы и демонстрационных материалов;
- применение новых технологий современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий;
- самостоятельность и инициативность в подходе к исследованию;
- результаты внедрения (наличие подтверждающего документа).
Оценивается дипломная работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Оценку "отлично" заслуживает дипломная работа, в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной проблемы в тесной взаимосвязи с практикой, а студент показал умение работать с основной литературой и документами, проводить социологические исследования, делать теоретические и практические выводы.
Баллом "хорошо" оценивается работа, отвечающая основным требованиям, предъявляемым к ней. Студент-дипломник обстоятельно владеет материалом, однако не на все вопросы дает глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы.
Дипломная работа оценивается баллом "удовлетворительно", если в ней, в основном, соблюдаются общие требования. Автор дипломной работы владеет материалом, однако поверхностно отвечает на вопросы, имеются существенные недочеты в оформлении и содержании дипломной работы. Ответы на вопросы не отличаются глубиной и аргументированностью.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за работу, в которой актуальность слабо аргументирована. В объеме и оформлении работы имеют место грубые недостатки. Неудовлетворительно оформлен список литературы. Автор не владеет методами исследования. Изложение носит репродуктивный характер, отсутствует анализ личного опыта и своего отношения автор не проявляет. Выводы и предложения не обоснованы.
Студент, получивший при защите ВКР неудовлетворительную оценку, имеет право на повторную защиту. В этом случае государственная аттестационная комиссия может признать целесообразным повторную защиту студентом после доработки той же выпускной квалификационной работы, либо вынести решение о закреплении нового задания на выпускную квалификационную работу и определить срок повторной защиты, но не ранее, чем через год.
VIII. Хранение выпускных квалификационных работ.
8.1.
Выполненные студентами выпускные квалификационные работы хранятся в колледже после их защиты не менее трех лет. По истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении ВКР решается организуемой по приказу директора колледжа комиссией, которая представляет предложения о списании выпускных квалификационных работ.
8.2.
После защиты ВКР остается в колледже в полном объеме для последующего использования в учебном процессе. Списание ВКР оформляется соответствующим актом.
8.3.
Лучшие ВКР, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве учебных пособий в кабинетах колледжа.
8.4.
По запросу организаций, учреждений здравоохранения и образования директор колледжа имеет право разрешить копирование ВКР студентов.
IX. Основные функции руководителя выпускной квалификационной работы
9.1.
Руководитель ВКР назначается приказом директора колледжа из числа наиболее опытных преподавателей одновременно с закреплением за студентами избранной темы работы.
9.3.
К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов. На консультации для каждого студента предусмотрено два часа в неделю в течении 4 недель, отведенных на подготовку выпускной квалификационной работы и 1 час на защиту работы. По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель проверяет и подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передаёт в учебную часть.
9.2.
Руководитель ВКР должен:
- оказывать студенту помощь в разработке календарного графика выполнения работы;
- рекомендовать для изучения необходимую научную литературу, справочные материалы, другие источники информации по разрабатываемой теме;
- консультировать по вопросам содержания и последовательности выполнения выпускной квалификационной работы;
- контролировать выполнение графика работы над содержанием ВКР, осуществлять анализ представленных материалов;
- умело направить студента на устранение недостатков и обеспечить сдачу готовой работы за 10-15 дней до начала государственных экзаменов.
X. Рецензирование выпускных квалификационных работ.
10.1.
Выполненные ВКР рецензируются преподавателями колледжа, специалистами из числа работников учреждений, организаций, владеющих вопросами, связанными с тематикой выпускных квалификационных работ.
10.2.
Рецензенты выпускных квалификационных работ назначаются приказом директора колледжа не позднее одного месяца до защиты ВКР.
10.3.
Рецензия должна включать:
- заключение об актуальности темы, ее целесообразности, степени новизны;
- заключение о соответствии содержания ВКР заявленной теме;
- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
- оценку достоверности полученных данных;
- оценку степени разработки поставленных вопросов, аргументированности выводов, теоретической и практической значимости работы;
- указания на недостатки и слабые стороны дипломного исследования,
- замечания по оформлению дипломной работы и стилю изложения материала,
- оценка дипломной работы: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.
10.4.
Рецензент имеет право затребовать у студента – автора дипломного исследования – дополнительные материалы, касающиеся существа проделанной работы.
10.5.
На рецензирование одной выпускной квалификационной работы должно быть предусмотрено 3 академических часа сверх сетки часов учебного плана.
10.6.
Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за три дня до защиты выпускной квалификационной работы.
10.7.
Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
Список использованных источников
- Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей. – Ростов н/Д, 2001.
- Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов н/Д, 2001..
- Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: Учебпракт.пособие. – М., 2001.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1998.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.
- ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
- ГОСТ 7.80-2000. «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
- ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.